Правительство РФ 26 августа 2011 года приняло долгожданное постановление, вносящее изменения в схему расчёта пошлин на экспорт сырой нефти, светлых и тёмных нефтепродуктов. Новая схема получила название 60-66-90 (нефть, нефтепродукты, бензин). Постановление вступит в силу 1 октября 2011 года.
В настоящее время правительство забирает себе 65% выручки от экспортных поставок сырой нефти. По новым правилам пошлина на экспорт нефти снизится до 60% её цены; одновременно пошлина на вывоз тёмных нефтепродуктов поднимется с 46,7% до 66% от размера пошлины на экспорт сырой нефти. Пошлина на вывоз светлых нефтепродуктов, находящаяся сейчас на уровне 66% от пошлины на вывоз сырой нефти, сохранится на прежнем уровне. В итоге экспорт светлых и тёмных нефтепродуктов будет облагаться одинаковыми пошлинами. Цифра «90», появившаяся в схеме расчёта пошлин относительно недавно, означает ставку пошлины на экспорт бензина. Ранее предполагалось облагать экспорт бензина стандартной пошлиной, предусмотренной для светлых нефтепродуктов, но после «бензинового кризиса», разразившегося весной 2011 года, для бензина была установлена повышенная ставка на уровне 90% от пошлины на сырую нефть. Эта мера снижает рентабельность экспорта бензина и способствует насыщению внутреннего рынка.
Изменение ставок пошлин подобрано таким образом, чтобы суммарные поступления в бюджет от экспорта нефти и нефтепродуктов не изменились. Снижение поступлений от вывоза сырой нефти будет компенсировано ростом сборов от экспорта нефтепродуктов. Но если для бюджета ничего существенно не меняется, для нефтегазовой отрасли новая схема расчёта пошлин несёт значительные изменения. На протяжении многих лет нефтяные компании наращивали переработку нефти на НПЗ, ориентируясь на повышенный выход тёмных нефтепродуктов, которые направлялись на экспорт по низкой ставке. В результате средняя цена экспортируемых Россией нефтепродуктов была ниже цены на сырую нефть, даже несмотря на наличие в структуре экспорта качественного дизтоплива. С 1 октября экспортно-ориентированная переработка нефти теряет привлекательность. Одновременное снижение пошлины на нефть будет способствовать переориентированию экспорта в пользу сырой нефти и снижение загрузки нефтеперерабатывающих заводов. Особенно сильно пострадают мини-НПЗ, которых было построено в России около двух сотен. Большинство из них не способны производить качественные нефтепродукты, востребованные внутренним рынком. Скорее всего, значительное число этих заводов будет закрыто. У крупных НПЗ появится стимул повышать глубину переработки нефти и выпускать высококачественные нефтепродукты, ориентированные на внутреннего потребителя. Структура экспорта изменится в пользу увеличения экспорта сырой нефти и дизельного топлива с одновременным снижением экспорта мазута и прочих тёмных нефтепродуктов. |